Брать или отдавать? Новый взгляд на психологию отношений

Брать или отдавать?

Эту рецензию я написал для сайта bookideas.ru, где и находится её оригинал.

Каждую прочитанную книгу оцениваешь как минимум 2 раза. До прочтения я пытаюсь оценить, о чем она, настроится на нужную волну, понять, что я хочу узнать, прочитав её, чему научится. Эта оценка, понятное дело, ставится авансом. Так сказать по «одежке». Книгу Адама Гранта «Брать или отдавать» я конкретно недооценил, точнее я её не понял. Прочитав заголовок и аннотацию на сайте издательства, я подумал, что это книга о бизнесе и о способах его ведения. А так как бизнес модели меня не очень интересуют, я боялся, что мне будет не очень интересно её читать. Скажу больше, если бы не предложение сайта bookideas.ru я вряд ли приобрел бы её, но пора переходить ближе к теме.

gat-bookО чём?

Книга о том, что всем нам без сомнения хочется, чтобы люди, с которыми мы имеем дело, будь то парикмахер или страховой агент, стоматолог или учитель, наш начальник или подчиненный относились к нам с бескорыстным желанием решить наши проблемы, помочь нам, а не с желанием получить с нас побольше денег. Однако, собственное бескорыстие, если оно у нас конечно имеется, мы почему-то считаем необходимым скрывать, боясь что нам сядут на шею, будут считать наивными простачками а начальство никогда не продвинет по службе.

«Брать или отдавать» раскрывает перед нами существующую реальность в новом свете, в новом разрезе. Люди здесь делятся на дающих, берущих и обменивающих. Дающие это альтруисты, отдающие свой труд, время, даже деньги из бескорыстного желания помочь окружающим. Обменивающие конечно тоже готовы много отдать обществу, но только когда отчетливо представляют себе последующую выгоду от этих действий, они живут по принципу «ты — мне, я — тебе». Берущие же заботятся исключительно о своей выгоде и только о своей выгоде.

Адам Грант более 10 лет изучал вопросы успеха в контексте описанных выше моделей человеческого поведения. Многие его выводы оказались немного неожиданными на первый взгляд, на взгляд обычного среднестатистического человека.

Так, например, многие считают, что достичь  успеха в жизни невозможно, проповедуя альтруизм, заботу об окружающих и другие качества дающих. Наоборот, многие уверены, что все преуспевающие люди исключительно берущие, они ничего не делают без выгоды для себя, любят получать, но не отдавать. Только тот, кто ставит себя выше всех остальных, может достичь высокого положения, считаем мы. Но так ли это на самом деле?

Какое место на лестнице успеха занимают представители трех рассматриваемых нами типов поведения?

Автор пришел к выводу, что дающие, являющиеся, раскрою вам большую тайну, главными героями этой книги, занимают низшие ступени на лестнице успеха: помогая другим, они упускают свои шансы на достижение успеха.

Кто же занимает верхние ступени на этой лестнице? Берущие? Обменивающие?

Ни те, ни другие. Автор приходит к достаточно неожиданному выводу: верхние ступени лестницы успеха тоже занимают дающие.

Исследованию этого феномена и посвящена книга.

В начале автором поднимаются вопросы посвященные влиянию, которое оказывают на мир дающие. Тут стоит выделить, пожалуй, то, что дающие, не имея обыкновения тянуть одеяло на себя, настоящие мастера раскрывать таланты в окружающих людях, они незаменимы в коллективном созидательном процессе, являясь неутомимыми помощниками и наставниками.

Далее автор подробно разбирает, чем отличаются дающие занимающие нижние ступени лестницы успеха от дающих находящихся на ее вершине. Автор самым подробным образом разбирает, как дающему не потерять мотивацию и как найти её для своих подчинённых, если вы начальник. Не менее важна для дающих необходимость помнить о себе самом, трезво оценивать окружающий мир. Эти главы, пожалуй, наиболее интересны для любого дающего, поскольку любой альтруизм, любая открытость на встречу другим людям, несут в себя большую опасность. Дающие часто становятся жертвами обмана со стороны берущих. Тому, как бескорыстные альтруисты должны защищаться от этого, и посвящена эта часть книги.

В последний главах автор описывает различные способы увеличения, стимулирования альтруизма. Адам Грант приводит несколько действенных способов увеличить число дающих в отдельно взятой учебной группе, на отдельно взятом предприятии. Рассказывает, как и в каких ситуациях даже берущим становится выгодно становиться дающими и помогать окружающим.

Как?

Учебник учебнику рознь

Хотелось бы сказать несколько слов о том, как написана книга, как она читается, как воспринимается.

Как-то раз, читая одну из первых глав, я поймал себя на мысли, что чувствую себя студентом психологического факультета, готовящимся к сдаче как минимум зачета, а то и экзамена. Подобное ощущение при чтении  книги я ловил у себя и в последствии. Однако, не стоит думать что подобные чувства возникли у меня из-за того что манера изложения напомнила мне учебник для ВУЗов, совсем нет. Просто любые выводы в книге обязательно имеют под собой основанием различные исследования. Ссылок и описаний различных исследований в книге столько, сколько может быть только в учебнике. В своей книге автор ссылается на десятки, если не на сотни различных экспериментов, проводимых самыми разными людьми, в самое разное время. Но это еще не все.

Проблема, обозначенная в заголовке, разобрана в книге «от и до», никакие ее грани не остались без внимания и осмысления. Всё, как в настоящем учебнике!

В общем, я бы назвал книгу «Брать или отдавать» очень интересным и познавательным учебником. Только пусть вас не пугает такое наименование. Это вовсе не плохо, просто эту книгу написал профессор.

Обо всём

Так как затрагиваемая проблема не имеет границ и не относится только к каким-то определенным сферам человеческой жизни, в книге ведется повествование о совершенно разных людях, занимающих разное положение в обществе, зарабатывающих на жизнь совершенно разными способами. Автор не ограничивается примерами из бизнеса, среди его героев политики, писатели, учителя, продажники, it-специалисты, спортсмены, тренеры. Такой разброс тем делает книгу очень интересной и динамичной, она не зациклена на одной теме.

Вместо заключения

Ну вот и всё. Осталось лишь подвести некоторые итоги.

Положительно неоправданные ожидания

О своих первоначальных ожиданиях от книги я уже писал и повторятся не буду. Мне казалось, что книга является исследованием различий бизнес-моделей, но на самом деле книга оказалась очень подробным исследованием самой жизни в разрезе двух противоположных типов человеческих взаимоотношений. Поэтому лично для меня книга оказалась безумно интересной и познавательной.

Брать или отдавать?

Но самое главное, что, на мой взгляд, удалось автору, ему удалось заставить меня задуматься над тем, кто я есть. Не уверен, что до прочтения книги меня можно было смело отнести к дающим, не уверен что и сейчас я им безоговорочно являюсь, уверен только, что уровень моего бескорыстия значительно вырос, уверен, что я теперь отдаю больше, чем раньше, а заодно знаю что нужно делать чтобы при этом еще и не остаться ни с чем.

Скачать на ЛитРесе, купить на Озоне.

2 thoughts on “Брать или отдавать?

  1. Помню, мне в своё время очень понравилась эта книга. Вообще удивительно, сколько всего Грант умудрился накопать про «дающих», «берущих» и «обменивающих» — вроде идея простая, на несколько страниц уместилась бы 🙂

    1. Да, видимо Грант действительно был по хорошему болен этой проблемой, поэтому и исследование её получилось таким обширным и убедительным.

Добавить комментарий для Михаил Соловьёв Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *