Психология мотивации

Что нас мотивирует и как это использовать в личных целях

Когда я учился в школе, в моём классе, как, наверное, и в любом другом было несколько отличников. Большинство типичных представителей этого семейства всегда всё знают и готовы тянуть руку вверх при каждом удобном случае. Но все ли отличники так поступают?

Знавал я немало и таких, которые даже, выучив всё наилучшим образом, никогда не стремились лишний раз демонстрировать свою готовность, никогда не тянули рук, не стремились к доске, отвечали только тогда, когда спрашивали конкретно у них.

Первый тип отличников лично мне всегда был более понятен. Они учат уроки для того, чтобы потом получать отличные оценки. Это показатель их успеха, который при желании можно конвертировать в карманные деньги, любовь родителей, уважение одноклассников. А для чего сидят над домашними заданиями те, которые не тянут рук?

Разобраться с тем что мотивирует таких разных отличников мне помогла книга «Психология Мотивации» о которой и пойдёт сегодня речь.

2 типа мотивации

focusСогласно исследованиям Центра мотивационных наук Колумбийского университета получается, что в то время, как одних мотивирует возможный успех, других мотивирует возможность неудачи.

Если вернуться к моим отличникам, то получается, что одни учатся хорошо для того, чтобы получать пятёрки, а другие делают то же самое, чтобы не получать двойки. Одни делаю всё, чтобы победить, другие делают всё, чтобы не проиграть.

Конечно, ортодоксальных приверженцев только одной из мотиваций практически нет. В разных сферах своей жизни нас могут мотивировать совершенно разные вещи. На работе мы можем стремиться к успеху, а дома можем быть заботливым отцом, который всегда подстрахует маленького сынишку, который только учится ходить. Мотивация меняется в процессе взросления, с возрастом мы становимся больше нацелены на избегание неудач. В конце концов, нашу мотивацию отчасти можно изменить буквально на ходу, хотя об этом немного позже.

Так какую пользу можно извлечь из этого?

Влияние

При помощи знания о том, что мотивирует окружающих вас людей, вы можете усилить своё влияние на них.

Как заставить сотрудников работать лучше, пообещав им премию или пригрозив штрафом?

Какая история будет действенней вдохновляющая или предупреждающая?

Рассказывать ли о товаре в целом или подробно остановиться на его характеристиках?

На что делать упор в рекламном слогане, на то хорошее что мы получим от использования товара или на то плохое, чего он нам поможет избежать?

Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы нужно знать что мотивирует тех, к кому мы обращаемся. Когда наши послания соответствуют их мотивации, у нас гораздо больше шансов быть услышанными.

Книга научит вас как определить какая у человека мотивация, и предложит пошаговое руководство по созданию мотивационного соответствия. Очень ценный материал для всех, а для рекламщиков и маркетологов просто бесценный!

А что делать если мотивация собеседника вам не нравится? Например, вы хотите сделать так, чтобы работники уделяли больше внимания правилам безопасности на производстве, а не высокой производительности, то есть вы хотите, нацелить их на избегание неудачи. Или вы хотите чтобы вся команда сегодня играла в атакующий футболе, то есть настроить всех на достижение успеха.

Не нравится мотивация собеседника? Измените её!

Оказывается и это более чем возможно. По крайней мере на время. О том как это сделать вы тоже узнаете на страницах этой книги.

Какая мотивация лучше?

После того, как в книге было сформулировано, что мотивация бывает разной, направленной на успех или на избежания неудачи, мне ненадолго показалось, что авторы книги обязательно должны на её страницах ответить на вопрос: а какая же мотивация лучше? Но во время дальнейшего чтения вопрос отпал сам собой, поскольку нет хорошей мотивации и плохой мотивации. Они разные, но сказать какая из них лучше нельзя, потому что обществу нужны люди и нацеленные на успех, и нацеленные на избежание поражения.

Если в вашей фирме, например, есть несколько человек, которые своим напором, энтузиазмом и оптимизмом толкают её вперёд, к новым горизонтам, то наверняка в ней есть и те, кто прикрывает тылы. Если те, кто толкает организацию вперёд вдруг оступятся, их обязательно подстрахуют те, кому не важен успех, но очень важно не оступиться, не отступить назад.

В футбольной команде очень важны нападающие. Это их стремление к успеху выливается в красивые голы, но в то же время стремление избежать неудачи, свойственное защитникам, позволяет вам пропускать меньше голов от соперников.

Итого

Книга читается не очень легко. Но это единственный её минус, поскольку в остальном она просто бесподобна. Тема мотивации раскрыта на все 100%. Как появляется, от чего зависит, как её изменить, как соответствовать мотивации слушающего и многое-многое другое.

Оценка: 8/10

Скачать на ЛитРесе, купить на Озоне.

Что нас мотивирует и как это использовать в личных целях: 6 комментариев

  1. Странный взгляд, по-моему. Не то, что это неправда. Но это явно не 100% взгляд на тему. Потому что успех и неудача — это внешние факторы. А есть еще и внутренние.

    Применительно к школе. Как насчет тех, кому нравится учиться? Тех, кто считает для себя важным освоить знания? Куда вы их отнесете?

    1. В речи экономистов очень часто можно встретить фразу «при прочих равных условиях», которая фактически значит, что все остальные факторы, кроме исследуемых, считаются равными. Но не потому что они незначительны, а просто потому, что учесть их в данном контексте очень трудно, а часто и не нужно.

      Любовь к делу, которое делаешь, конечно очень важна и к учёбе конечно тоже, просто в контексте данной книги этой любовью пришлось пренебречь 🙂

      1. Логично 🙂 Но для меня такие механистичные вычленения превращают ценность исследования в ноль. Потому что в жизни этого абстрагирования нет вовсе.

        Применительно к данной теме, внутренняя мотивация — гораздо более существенный (и глубокий) фактор, чем внешняя. Таким образом, результаты применения описанных в книге данных будут серьезно ограничены невидимой частью айсберга.

        Это не значит, что написанное неправда или не работает. Просто это только маленький кусочек темы, на мой взгляд.

        Впрочем, я сужу исключительно по статье 🙂

          1. Википедия говорит, внешняя — обусловленная внешними обстоятельствами, внутренняя — содержанием деятельности. Я, наверное, лучше не сформулирую.

            Вот можно разве ответить на вопрос, увлеченный игрой ребенок к чему стремится? К успеху или избежание неудачи?

            1. Поток это состояние, которое приходит во время игры или любимого занятия. Многие люди когда работают находятся в состоянии потока, то есть абсолютно счастливы от собственной занятости, как и маленькие дети во время игры, но не всех это мотивирует начать работу.

              К тому же мне вовсе не кажется что стремление к успеху или к избеганию неудачи можно назвать внешними. Они ведь вытекают из нашей деятельности… По сути это внутренняя цель наших действий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *